Детский сад

expr:class='"loading" + data:blog.mobileClass'>

Страницы

Страница логопеда


Учитель-логопед
1 квалификационной категории
Афанасьева Наталья Николаевна

Формирование у детей грамматически правильной , лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в детском саду.
В основу работы положены дидактические 
принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала.
Важным является привлечение родителей под руководством учителя-логопеда к активному участию в коррекционном процессе по преодолению фонематического недоразвития речи и профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников.
Речь детей формируется в процессе общения со взрослыми. Параллельно с речью идёт развитие всей личности ребёнка, в частности его интеллекта. Вот почему так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности: ведь большую часть знаний мы получаем благодаря речи.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем лучше ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в интеллектуальном развитии.
Особенно важное значение  имеет правильное произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Значит мы обязаны помочь ребёнку избавиться от всех речевых недостатков задолго до поступления в школу.
ПОМНИТЕ:
  1. Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно
  2. Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось
  3. Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово
  4. Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.
Будьте терпеливы, помогая ребёнку выполнить задание логопеда!
Зачем нужен логопед?
Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки…
Возможно, вы спросите:
И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед.
Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки…
Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мамочка и каждый папочка хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.
Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.
Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать.
Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать.
Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.
И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Таким образом, задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности.
Этапы освоения речи ребенком
Речь – сложная система навыков. В процессе речевого развития формируются высшие психические функции, подготавливающие ребенка к взрослой жизни.
Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка, в связи с этим он является самым важным и ответственным, так как именно в этом возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.
Одним из важнейших приобретений дошкольного детства является речь, которая начинает формироваться в младенческом возрасте. В раннем детстве, с усложнением деятельности малыша и расширением доступных сфер деятельности, усложняется общение со взрослыми, и потребность в речи возрастает, что в свою очередь, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения. Речь начинает приобретать коммуникативную функцию, а в дальнейшем обобщающую, планирующую, регулирующую и знаковую.
Именно в дошкольном возрасте речь ребенка наиболее уязвима, и под воздействием ряда неблагоприятных факторов может нарушаться и в дальнейшем иметь патологическое развитие.
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступает растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения. Появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность. Ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом. Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания. Развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкциям взрослого. Складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач. Возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь. Завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки. Возникают предпосылки для освоения грамоты. Ребенок готов идти в школу.
Работа родителей с детьми дома.
Работа детского сада не исключает необходимости домашних заданий с детьми. Учебный материал распределяется по трем направлениям: воспитание произвольных навыков, формирование словаря, формирование грамматических умений и навыков.
Родителям следует заниматься ежедневно или через день в форме игры. Занятия проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свою артикуляцию. При этом должны соблюдаться требования: точность движений, равномерное участие в них левой и правой половины языка. У ребенка не всегда может сразу  все хорошо получаться, и порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его и вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Напомнить, что когда-то это уже получалось. Всю работу по формированию правильного звукопроизношения родителей согласовываются с логопедом, обращаются при всех возникающих затруднениях. Одновременно родители подбирают вместе с детьми слова, обозначающие предметы, слова, обозначающие качества и свойства предметов, слова, обозначающие различные действия. Если рисунки задаются на дом, родители могут вместе с детьми перевести готовый рисунок из журнала  через кальку или воспользоваться трафаретом. Простые рисунки взрослый рисует с одновременным комментарием. Например: рисуя дом, взрослый говорит: «Вот левая стена, вот правая стена, вот потолок, пол, крыша, окно, вот и нарисовали домик!» такой прием способствует развитию у ребенка внимания и повышает интерес к учебной деятельности.
Нужна ли Вашему ребенку помощь логопеда?

Вам небезразлично будущее Вашего малыша? Вы хотите видеть его успешным и уверенным в себе человеком? Тогда самостоятельно оцените состояние речи Вашего ребенка. Узнайте прямо сейчас, нужна ли помощь специалиста. Прочтите данные утверждения и поставьте напротив утверждения с которым Вы согласны его порядковый номер. Если Вы не согласны с данным утверждением – поставьте цифру 0.

Утверждение
Баллы
1.
У членов нашей семьи есть недостатки произношения.

2.
Первое слово наш ребёнок произнёс позже 1 года.

3.
Малыш плохо жуёт и не любит твёрдую пищу (морковь, яблоко и др.)

4.
Наш ребёнок свободно говорит не только на русском языке.

5.
Наш ребёнок так быстро тараторит, что иногда мы не понимаем о чём он говорит.

6.
Медленная речь нашего ребёнка заставляет меня нервничать.

7.
Ребёнок говорит очень громко (или очень тихо).

8.
У нашего ребёнка не получается выговаривать длинные слова.

9.
Малышу с трудом удаётся заучивать стихи.

10.
Некоторые буквы и цифры он пишет в обратную сторону.

11.
Нашему ребёнку уже 6 лет, а он никак не может запомнить буквы.

12.
В речи ребёнок допускает грамматические ошибки (Длинные ухи. Много стулов. Моя яблоко).

13.
Наш ребёнок не выговаривает некоторые звуки.

14.
Мы столько раз читали эту сказку, а ребёнок не может её рассказать!

15.
Часто окружающие просят “перевести”, что сказал наш малыш.

16.
Наш ребёнок заикается.

17.
Меня настораживает, тот факт, что ребёнок 3-4 раза повторяет одно и тоже слово, прежде чем высказать свою мысль.


Общее количество баллов:


Итак, Вы самостоятельно оценили речевое развитие Вашего ребёнка. Наступил момент подсчёта набранных Вами баллов.
Если Вы набрали от 0 до 4 – у вас нет причин для беспокойства.
От 5 до 9 – рекомендуем проконсультироваться у логопеда.
От 10 и больше – необходимо срочно обратиться за помощью к логопеду!
Если малыш не говорит,
или барьеры на пути овладения родным языком



Самым первым и, пожалуй, самым трудным барьером будет способность и желание родителей “увидеть” проблему. Особенно, если родители работают с утра до ночи и воспитанием ребенка занимаются бабушка или няня.
Барьер второй. Всё чаще закрадываются сомнения по поводу отсутствия речи у ребенка. И это не удивительно, ведь сверстники уже говорят слова и фразы, а Ваш малыш молчит или в лучшем случае лепечет, что-то на ему одному понятном языке. Вот тут-то и найдутся доброжелатели, которые успокоят и посоветуют не паниковать, а подождать когда “всё само пройдёт”. Не пройдёт! Во всяком случае, бесследно. Что делать? Конечно, не слушать подобных советов, а обратиться за помощью к специалистам. 
Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.
Особенно продуктивным и важным является период от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.
Рассмотрим, как развивается речь малыша

Форма речи
Примерный возраст появления
1
Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия)
1-2 месяца
2
Гуканье, гуление (ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними)
1,5-З месяца
3
Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов)
4-5 месяцев
4
Лепетные слова (Ребенок использует в речи “нянькин язык”: слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.)
8 месяцев – 1 год 2 месяца
5
Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.)
1 год 6 месяцев – 2 года 2 месяца
6
Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется)
1 год 9 месяцев – 2 года 6 месяцев
7
Появление грамматических форм слова (ребенок начинает изменять слова в речи по числам, родам, падежам и др.)
2 года 4 месяца – 3 года 6 месяцев
8
Словотворчество (Ребенок “сочиняет” свои слова, но при этом использует законы родного языка)
2 года 6 месяцев – 3 года 5 месяцев
9
Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми
1 месяц – 1,5 месяца
10
Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом
2 года 6 месяцев – 3 года 6 месяцев

Признаки благополучного развития речи у ребенка
 Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
 У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
 Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
 Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
 Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
 Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
 Ребенок развивается с задержкой.
 Ребенок перенес тяжелые заболевания.
 У ребенка есть неврологические заболевания.
 Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
 Когда ребенок слышит просьбу “Повтори” или “Скажи это еще раз”, он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
 Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью (“самостоятельный” ребенок).
 Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
 Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания “Скажи еще раз лучше” не реагирует.
 Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит Вашему ребенку необходима помощь!
Почему у ребенка речь формируется с задержкой?
Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.
Третий барьер – неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором – незачем, все и так будет сделано вовремя. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.
Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.
Барьер четвертый – несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы или неврологические заболевания. Такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста. Коррекция занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.
Барьер пятый- стойкий речевой негативизм. Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его “на вкус”, и больше его не повторяет в течение месяцев. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, требуют, в конце концов, наказывают. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются.
Если, вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова “скажи” и “повтори” хотя бы на первое время!
Барьер шестой – отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте, что приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.

Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет. Дорогу осилит идущий…
Что можно почитать или скорая книжная помощь:
1.     Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.
2.     Громова О.Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста.
3.     Громова О.Е. Топ-топ. Бух. Речь: Первые глаголы: Для детей до 2 лет.
4.     Громова О.Е. Вот я какой! Речь: Первые глаголы: Для детей до 2 лет.
5.     Громова О.Е. Алло! Ляля?: Речь; Первые глаголы: До 2 лет.
6.     Громова О.Е. Павлова Л.Н. Еще про Зайку: Развитие речи 2-4 года.
7.     Громова О.Е. Путь к первым словам и фразам: Пособие для родителей.
8.     Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста, Москва, 2007
9.     Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? – М., 2004.
10.Давидович Л.С., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? – М., 2001.
11.Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. – М.: Издательский центр Техинформ МАИ, 1997.
12.Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999, 61 с.
13.Мирясова В.И. Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников.
14.Янушко Е. Помогите малышу заговорить.


Комментариев нет:

Отправить комментарий